Ныне отпущаеши раба твоего владыко перевод

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко… Песнь Симеона Богоприимца (текст и перевод)

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…

Церковнославянский текст:

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля.

Перевод на русский:

Сейчас отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром, потому что видели очи мои спасение Твоё, которое Ты приготовил перед лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.

Песнь Симеона Богоприимца — слова из Евангелия от Луки (Лк 2:29-32), произнесенные Симеоном Богоприимцем в Иерусалимском Храме в день Сретения — встречи старца с младенцем Иисусом Христом. Песнь вошла в состав богослужебных песнопений — это древнейший христианский гимн. Он читается или поется в конце вечерни, перед утреней, что символично: чинопоследование вечерни отражает ветхозаветную историю, а она, по сути, завершается старцем Симеоном, взявшим на руки Спасителя.

«Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко» в исполнении хора Издательского отдела Московского Патриархата (регент — Ариадна Рыбакова, композитор — Александр Архангельский)

«Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко» в исполнении Федора Шаляпина

«Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко» в исполнении хора Сретенского монастыря

  • 1

  • 2

  • 3

  • 4

  • 5

  • 6

  • 7

  • 8

  • 9

  • 10

  • 11

  • 12

  • 13

  • 14

  • 15

  • 16

  • 17

  • 18

  • 19

  • 20

  • 21

  • 22

  • 23

  • 24

  • 25

  • 26

  • 27

  • 28

  • 29

  • 30

  • 31

  • 32

  • 33

  • 34

  • 35

  • 36

  • 37

  • 38

  • 39

  • 40

  • 41

  • 42

  • 43

  • 44

  • 45

  • 46

  • 47

  • 48

  • 49

  • 50

  • 51

  • 52

Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром,

Святые отцы

  • Афанасий Великий, свт. (†373)
  • Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
  • Тихон Задонский, свт. (†1783)
  • Иннокентий Херсонский, свт. (†1857)
  • Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

Прочие

  • Михаил (Лузин), еп. (†1887)
  • Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
  • Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Афанасий Великий, свт. (†373)





Ныне отпущаеши раба Твоего, Господи, по глаголу Твоему, с миром

Посему, будем презирать смерть. Ибо, если и бояться ея станем, то умрем же, конечно, в определенное нам Промыслом время. Лучше встретить ее доблестно, как нечто непременно требуемое, нежели уступить только ей бесславно. Кто кончает жизнь в богочестии, тот не умирает. А кто призывается единственно по времени, как живший для себя, тому должно дать отчет и в самом времени; а если не даст, то услышит: восприял еси благая в животе твоем: ныне же зде страждеши (Лук. 16, 25). Поэтому, должно мужаться, как заповедал Апостол (1Кор. 16, 13), чтобы умертвить уже нам уды, яже на земли (Кол. 3, 5); должно приуготовить дела к исшествию, чтобы, когда постигнет конец времени, или будем позваны Спасителем, можно было и нам сказать: ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко. А когда приидет сам Господь, да обретет нас бодрствующими, а не спящими, и да не укорит нас, сказав: тако ли не возмогосте единого часа побдети (Матф. 26, 40)? Душевный же сон есть нерадение и непамятование о смерти.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)





Ст. 25-32 Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля

Симеон не был священник, но был человеком боголюбивым; он ожидал, что придет Христос, утешитель евреев и освободитель от рабства греховного, а может быть, и от рабства римлян и Иродова. Ибо кто уверовал во Христа, тот поистине свободен и в чести у царей и всех людей. Посмотри на апостолов. Не были ли они рабами римлян? А теперь цари римские почитают их и поклоняются им. Итак, для них, израильтян, Христос стал утешением. Сей Симеон, движимый Духом Святым, взошел в храм, когда Матерь принесла Господа, и, приняв Его на руки, исповедует Богом. Ибо сказать: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко» мог исповедующий, что Он есть Господь жизни и смерти. Смотри, как святые тело считают узами. Потому и говорит: «Ныне отпускаешь», разрешаешь как бы от уз. «По слову Твоему»: говорит о полученном им предсказании, что он не умрет, пока не увидит Христа. «С миром» вместо: в спокойствии. Ибо человек, покуда живет, мятется, как Давид говорит (Пс. 38, 7); умерший же находится в мире. «С миром» — можно разуметь и иначе, именно: с получением ожидаемого. Прежде, чем я увидел Господа, я, — говорит, — не был спокоен помыслами, но ожидал Его и всегда помышлял с заботой, когда Он придет: а теперь, когда я увидел Его, я успокоился и перестал думать, я разрешаюсь. «Спасением» назвал воплощение Единородного, которое Бог уготовал прежде всех веков. Уготовал это спасение пред лицом всех людей. Ибо для того Он воплотился, чтобы спасти мир и чтобы воплощение Его явлено было всем. Спасение это есть «свет к просвещению язычников», то есть для просвещения омраченных язычников, «и в славу Израиля», ибо Христос есть поистине слава израильского народа, потому что от него Он воссиял и поистине благоразумные находят для себя величие в этом. Так говорит Симеон. А мне кажется, что сему Симеону приличествуют и слова Давида: «долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое» (Пс. 90, 16).

Тихон Задонский, свт. (†1783)





Ныне отпущаеши раба Твоего, Господи, по глаголу Твоему, с миром

Примечай здесь, возлюбленный брат, каковы величество и власть Младенца Того. Видит и на руках держит богодухновеный старец Младенца, но у Него, как у Господа своего, просит, чтобы отпустил его к иной жизни, как Церковь поет и в лице Христовом глаголет: «Не старец держит Мене, но Аз держу его. Той бо от Мене отпущения просит» (Стихира на празднование Сретения Господня). Ибо если и Младенца видел, но познал Бога и Господа своего, во плоти явившегося и ставшего младенцем.

О, блаженны те руки, которые Бога воплотившегося объяли и осязали! Какая тогда была радость в сердце старца, когда Бога, все держащего, в объятиях своих держал!

Письма келейные. Письмо 63

Иннокентий Херсонский, свт. (†1857)





Ныне отпущаеши раба Твоего, Господи, по глаголу Твоему, с миром

То есть как бы так говорил святой старец: мне нечего теперь делать на земле; ибо я видел все, самое Спасение!

Слово в день Сретения Господня


Можно подумать, что святой старец был доселе в изгнании, и теперь только возвращается под родной кров; находился доселе в узах, и теперь только исходит на свободу! Что сдружило его так тесно с ужасным для всех нас образом смерти? Почему гроб кажется ему приятным ложем? Отчего с такой радостью спешит он туда, куда другие не могут и заглянуть без страха?

Слово второе в день Сретения Господня

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)





Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром

После того, как узрел он Спасителя всех народов, мы видим, что он, совершенно исполненный Духа Божия, не помышляет уже ни о чем, относящемся к жизни настоящей и готов умереть с неизреченной радостью.

Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями

Михаил (Лузин), еп. (†1887)





он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.

«Ныне отпускаешь»: теперь, с этой минуты порвалась связь, Привязывавшая меня к жизни, и теперь, Владыко, повелевающий всем миром и повелевший смерти не касаться моего бренного тела, несмотря на старость и дряхлость его, «отпускаешь» меня из этой жизни в другую новую жизнь, «с миром», с духовным спокойствием, какого я не мог иметь, если бы смерть постигла меня ранее.
– «По слову Твоему»: но предсказанию, данному мне от Тебя Святым Твоим Духом (ст. Лк.2:26). Теперь умру спокойно, с миром, «ибо видели очи мои спасение Твое», т. е. спасение, Тобой обещанное миру, – спасение, устрояемое искупительной жертвой Мессии, которого видят теперь очи мои. Дело спасения созерцает старец в лице Младенца, имеющего совершить оное.
– «Уготовал пред лицем всех народов»: в пророческом воодушевлении созерцает старец дело спасения уже совершившимся или совершающимся «перед лицем» – в виду всех народов мира, характеризуя далее (ст. Лк.2:31) отношение этого спасения к язычникам и Иудеям. Это спасение или Спаситель есть «свет» к просвещению язычников и слава народа Божия. – Оно вышло от Израиля ко всем язычникам (Ин.4:22) и снова со временем возвратится к Израилю (Рим.11:25–36), как солнце, совершив круг свой (Еккл.1:5), исходя от востока, озарив вселенную в течении своем и снова возвратясь к востоку, откуда начало путь свой.
– «Свет»: см. прим. к Лк.1:78–79 парал.
 «И славу»: прославление народа. В приготовлении этого спасения для всего человечества в продолжение всей истории народной жизни евреев и в совершении дела спасения у них – величайшая слава народа этого на все времена.

Толкование на Евангелие от Луки

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)





Ст. 29-32 Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля

Свою благодарность Богу Симеон излил в краткой хвалебной песне, которая по мыслям и выражениям напоминает некоторые места из книги пророка Исаии (Ис.11:10, 42:6, 60).

«Ныне», т. е. после того, как я увидел Мессию.

«Отпускаешь». Симеон мыслит свою жизнь как всецело проникнутую ожиданием пришествия Мессии. Теперь время ожидания кончилось: он Мессию увидел и спокойно может умереть.

«По слову Твоему» (см. стих 26).

«С миром» – точнее: «в мире» (ἐν εἰρήνῃ), т. е. в состоянии радости от исполненного заветного желания.

«Спасение», т. е. спасение мессианское, которое мыслится уже наступившим с рождением Мессии (ср. Лк.3:6; Деян.28:28). Как понимал Симеон это спасение – это яснее видно из следующих его слов.

«Которое Ты уготовал», т. е. совершил.

«Пред лицем всех народов». Спасение будет совершаться открыто и все народы будут теперь свидетелями его – и иудеи, и язычники.

«Свет к просвещению язычников». Раньше шла речь об открытии спасения. Теперь указывается, что все народы примут участие в этом спасении и в приносимых им благах. Прежде всего для языческого мира свет, который принес с Собой Мессия, послужит к просвещению. Язычники, согласно древним пророчествам (Ис.2:2 и сл.; Ис.11:10, 60:1 и сл.), должны прийти к Сионской горе и подчиниться ветхозаветной теократии. Симеон, как человек ветхозаветный, представляет язычников как находящихся во тьме религиозного неведения (Ис.60:2), которым, следовательно, нужно, чтобы на них просиял свет Божий, просветил их умы и сердца.В ином положении находились иудеи – народ Божий.

«И славу народа Твоего Израиля». Согласно иудейским представлениям о Мессии, дело Мессии по отношению к избранному народу будет или должно было состоять в том, что Он увенчал бы всех истинных израильтян «славой» за их верность закону. Мессия с точки зрения тогдашнего иудейства не был искупителем от грехов, а именно только Царем, Который прямо призовет в Свое Царство всю лучшую часть избранного народа. Следовательно, спасение для Израиля это спасение не от грехов, а только от того ненормального положения, в каком израильский народ находился во время пришествия Христова.

Почему некоторые толкователи (например, Эдершейм, с. 253) утверждают, что в этих словах Симеона «не было ничего иудейского» и что «иудейским характером отличались только первые слова Симеона» – это остается совершенно непонятным…

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)





Ст. 29-32 ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром: яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людий: свет во откровение языком, и славу людий Твоих Израиля

Отпущаеши, т. е. из этой жизни в другую, загробную. С миром – с таким спокойствием, какого Симеон не мог бы иметь, если бы умер ранее. По глаголу (слову) Твоему, – т. е. данному ему от Бога Духом Святым, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя (ст. 26).

Спасение Твое, т. е. спасение, обещанное вдревле миру и теперь устрояемое искупительною жертвою уже родившагося Мессии. Пред лицем всех людей – в виду всех народов на земле. «Какие чистыя, возвышенныя, недоступныя для большей части тогдашних иудеев понятия о лице Мессии и о принесенных Им на землю благах выражаются во вдохновенной речи св. Симеона! Он видит в младенце Иисусе спасение или Спасителя людей, конечно, не от рабства внешнего, а от грехов их.

Видит предназначение сего спасения для всего мира: спасение не ограничится одними иудеями, как думали они, но уготовано пред лицем всех народов.

Видит те блага, которые Мессия дарует людям: Он освободит их от господствующих среди них заблуждений, рассеет на земле мрак идолослужения, суеверия и страстей, просветит всех светом истинного Богопознания и Богопочитания: свет во откровение языков – к просвещению язычников. (Слич. (Лк.1:78-79). Видит в Нем и славу народа Израильского, которому действительно пред всеми народами принадлежит великая слава и высокое преимущество в том, что из среды его воссиял вселенной этот свет, что среди иудеев воплотился Бог, среди них жил, учил, творил чудеса, соделал спасение человеков и из среды их избрал апостолов – просветителей вселенной (Архимандрит Никодим). «Вот как умер св. праведный Симеон! – восклицает один из проповедников. Кто из нас не пожелал бы умереть его смертию – с миром и несомненною надеждою блаженной жизни в раю? Праведный Симеон приготовил себе такую смерть своею жизнию. Следоват. от нас самих зависит та или другая смерть, – смерть праведника или смерть грешника.» Другой проповедник при сем поучает так: «Какая трогательная встреча! убеленный сединами, старец встречает в храме сорокодневнаго Младенца – Господа, и с какою молитвою обращается к Нему?

Божественному Младенцу предрекает величие и славу, а себе молит смерти и радуется ея приближению. Что это значит? Разве может человек безтрепетно думать о смерти и радоваться ея приближению? Может, если живет так, как жил Богоприимец, который был праведен и благочестив, чая утехи Израилевы. Что такое земля для праведника? Место ссылки, место странствования, цель и предел которого не здесь, а в небе, в вечности. Разве узник не тяготится узами и не ждет освобождения от них? Разве путник считает себя счастливым в многотрудном пути и не радуется при мысли, что близка его родина? Что такое земная жизнь? Это поле брани, на котором мы век свой сражаемся, где плоть наша воюет с духом, добрые наклонности со злыми. Какой воин не желает, чтобы скорее кончилась война, и не радуется при вести, что мир скоро будет заключен? Что такое земная жизнь? Место скорбей, где нет и не может быть никогда покоя, никогда истинного и постоянного счастия; а смерть для праведника есть переход к нескончаемому блаженству. Как же ему не желать смерти и не радоваться при ея приближении? Для меня смерть приобретение. Желание имею разрешиться и быть со Христом (Фил. 1:21-23), говорил св. Апостол.»

Толкование на Евангелие от Луки

Фото: https://flic.kr/p/25k58Bi

Ежедневно во время вечернего богослужения в православных храмах поется или читается одна из самых древних молитв — «Ныне отпущаеши». Впервые она была произнесена почти две тысячи лет назад Симеоном Богоприимцем. Этот святой родился во времена, когда Израиль был в подчинении у Египта. Впоследствии Симеону и еще 69 знатокам греческого языка было поручено перевести книги Ветхого Завета с еврейского на греческий язык. Симеон переводил книгу пророка Исайи. Дойдя до места, где Исайя говорит о том, что Христос родится от Девы, Симеон засомневался и захотел вместо «дева» написать «жена», но в этот момент ему явился ангел и сказал, что Симеон не умрет до тех пор, пока своими глазами не увидит, как свершится пророчество. О последующих событиях рассказывает священник Антоний Борисов.

Симеону было уже 300 лет, когда Богородица и святой Иосиф принесли младенца Христа в Иерусалимский храм. Там их и встретил праведник, пришедший по вдохновению Божию. Он был очень рад этой встрече, взял Младенца Христа на руки и, славя Бога, сказал:

«Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, — свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля».

— «Теперь Ты отпускаешь меня, раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром. Потому что увидели глаза мои спасение всех людей, которое Ты приготовил, свет для просвещения язычников и славу народа израильского».

Святой Симеон благодарил Бога за то, что жизненный путь его наконец-то окончен. И главное — за то, что в мир пришел Спаситель и теперь Царство Небесное открыто для всех людей. Служение Христа, которое Господь приготовил для человечества, святой Симеон называет «светом для просвещения язычников и славой народа израильского». Так он подтверждает, что Спаситель родился среди народа Израиля, но Его учение будет проповедано всем людям.

Молитва «Ныне отпущаеши…» стала использоваться на вечернем богослужении с первых веков христианства. Слова святого Симеона, который очень долго ждал пришествия Спасителя и тяготился миром, — это молитва радостного и умиротворенного сердца, которое наконец-то приобрело покой. Поэтому молитва «Ныне отпущаеши» подходит к общему настрою вечернего богослужения — ведь во время него мы благодарим Бога за прошедший день и просим покоя во время ночи. Такого мира и покоя, которые испытывал святой Симеон, произнося слова: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…» А теперь давайте послушаем молитву «Ныне отпущаеши» в исполнении хора Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры.

Другие программы

Апостольские чтения

Второе послание к Тимофею святого апостола Павла

Апостол Павел.
Худ.: Джованни Франческо Барбьери

2 Тим., 296 зач., III, 10-15.

епископ Феоктист Игумнов

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Если мы с вами откроем жития святых и начнём их внимательно читать, то мы заметим одну чрезвычайно важную деталь: среди святых нет тех людей, жизненный путь которых был от и до в житейском смысле радостным и безоблачным. Мы увидим, что все святые претерпевали в своей жизни те или иные сложности, которые были следствием их христианского подвига. Некоторым такое положение дел кажется странным и неестественным, однако такое воззрение ошибочно, на его ошибочность указывал ещё святой апостол Павел. Он сделал это в том отрывке 3-й главы Второго послания к Тимофею, который звучит сегодня во время литургии в православных храмах.

Глава 3.

10 А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении,

11 в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь.

12 Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.

13 Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь.

14 А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен.

15 Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.

Обращаясь в только что прозвучавшем отрывке к своему ученику Тимофею, апостол Павел имел своей целью поддержать Тимофея в его ревности к христианской жизни и к проповеди Христа Воскресшего. Однако делает это святой апостол не просто некоторыми общими вдохновляющими словами, а указанием на печальные эпизоды собственной биографии, Павел упомянул страдания, постигшие его «в Антиохии, Иконии, Листрах». При этом Павел не пытался дать Тимофею такую инструкцию, которая помогла бы ему избежать подобной участи, то есть страданий и гонений, апостол делает другое: увещевает Тимофея подражать Павлу в основных христианских добродетелях и не страшиться того, что может выпасть на его долю. А в том, что Тимофею придётся многое пережить, Павел не сомневался, потому-то он и написал, что «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2Тим. 3:12). На этом мысль апостола не остановилась, и он её продолжил: «Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле» (2Тим. 3:13).

Эти слова святого апостола зачастую бывают незамеченными нашими современниками, а потому, если спросить людей об их причинах посещения храмов, мы, как правило, услышим рассуждения о том, что приходящие нуждаются в Божией помощи в своих повседневных делах, и обращение за помощью является основным движущим мотивом для прихода в храмы. Бог, действительно, способен помочь в осуществлении наших благих намерений, но только в том случае, если таковая помощь способствует достижению основной цели жизни человека: познанию Бога и устремлению к неотмирному Христову Царству. Так, Бог помогал апостолу Павлу в его проповеди, Христос подкреплял слова апостола чудесами, делал его неуязвимым в путешествиях, дал возможность пережить кораблекрушение, помогал апостолу множеством иных способов, но при этом не избавлял его от гонений, страданий и поношений, не избавил Господь Павла и от насильственной смерти. Почему же так? Почему помощь Бога святому апостолу была столь избирательной?

Ответ на этот вопрос может быть двояким. Во-первых, и Сам Христос во время Своей земной проповеди не использовал Свою силу для Себя Самого. Он помогал другим, но никогда Себе. Очевидно, что Его ученики должны поступать схожим образом, и Господь не препятствовал им следовать Его примеру. Во-вторых, перенесённые апостолом Павлом страдания и гонения помогли ему очистить свою душу от неизбежных для любого человека грехов и страстей, помогли утвердиться в вере, духовно окрепнуть и стать способным войти в Христово Царство.

Подобным образом Бог поступал и со всеми другими святыми. А потому, если мы хотим в конечном итоге оказаться там же, где и они, нам не стоит пытаться искать в Евангелии рецепт житейского благополучия, а искать лишь то, что оно действительно может нам дать — описание пути в Царство Небесное. Дай нам всем Бог, укрепившись примеров апостолов и всех святых, не побояться пойти по этому пути и обрести непоколебимую радость о Христе Воскресшем!

Читать полностью

Другие программы

Философские ночи

«Симеон Полоцкий и его время»

Ведущий: Алексей Козырев


Все выпуски программы Философские ночи

Читать полностью

Другие программы

Дело дня

Как один человек изменил жизнь села — история участницы проекта «Школа хранителей храмов»

10 лет назад Светлана Склярская купила дом в селе Донская Негачёвка, что в Липецкой области. Располагается оно на крутом берегу реки Дон. В центре села возвышается храм Богоявления Господня. Когда Светлана только переехала — он стоял закрытым. Но со временем, во многом благодаря её усилиям, наполнился жизнью.

Богоявленский храм возвели в 1836 году, и почти целый век его двери были открыты для верующих. В годы Великой отечественной войны там размещали раненых, затем оборудовали склад. Постепенно храм лишился купола с крестом, колоколов и окон.

Так он и стоял угасающий, пока в селе не появилась Светлана Склярская. Женщина часто приходила к заброшенной церкви, чтобы помолиться в тишине. Вот бы вернуть её к жизни — думала она. С этой идеей Светлана обратилась к жителям села Донская Негачёвка. Оказалось, что сельчане тоже хотят возродить родную святыню, но не знают с чего начать. Светлана предложила им объединиться… и работа закипела! Сперва расчистили заросли и убрали мусор. Постепенно у храма Богоявления Господня появились окна и крепкая кровля. А год назад, на Пасху, там прошло первое Богослужение!

Впереди ещё много работы и без помощи специалистов не обойтись. Недавно Светлана стала участницей нового проекта фонда «Белый ирис» — «Школа хранителей храмов» (он реализуется при поддержке Фонда президентских грантов). Теперь женщина будет возрождать Богоявленский храм вместе с командой фонда. Сейчас важно сделать проект реставрации.

Поддержать восстановление храма в Донской Негачёвке можно на сайте фонда «Белый ирис»


Проект «Дело дня» реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать полностью

Молитва «Ныне отпущаеши раба Твоего», известная также как Песнь Симеона Богоприимца, звучала в богослужении с первых веков христианства.

Текст молитвы на церковнославянском и русском

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко,
по глаголу Твоему, с миром;
яко видеста очи мои спасение Твое,
еже еси уготовал пред лицем всех людей,
свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля

Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром, потому что видели очи мои спасение Твое, которое Ты приготовил перед лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля

Регент Евгений Святославович Тугаринов разобрал для наших читателей четыре самых известных музыкальных варианта этого песнопения.

– В тексте молитвы «Ныне отпущаеши» соединяются Жизнь, которую держит на руках старец Симеон, и смерть, его собственная кончина, которую он ждет, которой он не боится и которая вот-вот должна произойти «с миром», то есть в мирном принятии конца своей земной жизни.

Для каждого композитора, перекладывавшего эту молитву на музыку, важно было выразить именно это сочетание жизни и смерти.

Например, в «Ныне отпущаеши» из Всенощного бдения Сергея Рахманинова мотив жизни выражен в исполнении хором колыбельной песни. Симеон берет на руки Младенца Христа. А что делают люди, когда берут младенца? Они его качают. И это «укачивание» поет хор.

Молитва «Ныне отпущаеши», композитор Сергей Рахманинов

А уход Симеона музыкально изображен в самом конце – басы опускаются в самую глубину хоровой фактуры –как бы могильной глубины.

Рахманинов писал это произведение не для исполнения в храме, оно необычайно сложное и доступно только высокопрофессиональным хорам, например, есть запись этого произведения 1966 года в исполнении хора Свешникова.

Евгений Тугаринов руководил хором Лондонского кафедрального собора в 2001–2014 гг. и Елоховского Богоявленского собора в 2014–2017 гг., преподаватель, автор книги «Русские регенты», художественный руководитель детской хоровой студии «Царевич» при Димитриевской школе (Москва)

Моими духовными учителями были митрополит Антоний Сурожский и протоиерей Михаил Фортунато, регент Лондонского Успенского кафедрального собора, люди, жившие вне России. За рубежом было принято петь простые варианты «Ныне отпущаеши» – либо шестым гласом, либо композитора Львовского (четырехголосная партитура, очень простая и понятная, доступная любому хору).

Если говорить о моих личных предпочтениях, мне по сердцу «Ныне отпущаеши» в более минорном, более тихом, спокойном исполнении, чем громогласное. И здесь я бы выделил песнопения церковного композитора XIX века, регента Львовского, а также выдающегося регента Русского зарубежья Ледковского и диакона Сергия Трубачева.

Молитва «Ныне отпущаеши», музыка Григория Львовского

Григорий Федорович Львовский (1830–1894) – духовный композитор XIX века

В течение 35 лет был регентом митрополичьего хора Александро-Невской лавры и хора Исаакиевского собора. Во время учебы в Духовной Академии студент Иван Ильич Сергиев, будущий святой праведный Иоанн Кронштадтский, часто посещал Львовского, слушал его игру на скрипке и участвовал в пении под его руководством.
Львовский в своем творчестве обращал внимание на древние церковные песнопения, он сделал классические образцы переложений знаменного и Киевского распевов и написал ряд оригинальных произведений на основе древних распевов. Такое внимание к древним мелодиям было новым для того времени. Его сочинения по сравнению с витиеватыми и пышными композициями, которые тогда преобладали на клиросе, отличались художественной простотой и строгостью.
Считал главным в церковном пении поддержание молитвенного духа, а церковные певцы должны обращать внимание не только на одну звуковую сторону, но преимущественно на смысл и дух песнопения, быть во время пения в неразрывной связи со священнослужителями. В докладной записке, поданной им в Синод, он писал, что «гласовые и другие древние церковные мелодии должны при гармоническом сочетании оставаться неприкосновенными, как текст Св. Писания».

Но у людей разные вкусы, разный духовный опыт. Кто-то скажет, что нет ничего лучше шестого гласа, а кто-то скажет, что ничего нет лучше Рахманинова.

Молитва «Ныне отпущаеши», музыка Бориса Ледковского

Борис Михайлович Ледковский (1894–1975) – регент и композитор Русского зарубежья

Родился в семье священника, с 14 лет управлял церковным хором в приходе отца. Учился в Московской консерватории. Служил в частях генерала Врангеля, в 1921 году вместе с русской армией выехал в Болгарию. Управлял церковными хорами в Болгарии, Франции, Германии. С 1952 года регент Синодального Знаменского кафедрального собора в Нью-Йорке и преподаватель Свято-Владимирской семинарии.
Под руководством Ледковского хор Синода РПЦЗ стал одним из лучших певческих коллективов Русского зарубежья. Как автор церковной музыки Ледковский считал важным полное или частичное сохранение аутентичных церковных распевов, заботился о возрождении древних распевов в богослужении. Его произведения соответствовали исполнительским возможностям небольших по составу зарубежных хоров, так что маленькие хоры или даже квартеты могли петь достаточно сложные песнопения, избегая оперных эффектов.

Что значит молиться во время службы?

Иногда можно услышать: «под это песнопение можно молиться, а под это нельзя». На мой взгляд, все это субъективно. Один человек молится в тишине, а другой может молиться и на шумной площади. Молиться во время службы, как мне кажется, – не значит уходить в свои личные переживания, это значит откликаться своим сознанием и сердцем на те слова, которые в данный момент поются или читаются.

Тогда это будет настоящая храмовая молитва. И только она способна создать единство народа как Тела Божьего, Тела Христова, что собой и являет общность пришедших и причащающихся на литургии людей.

Что такое молитвенное и немолитвенное пение? Если мы не понимаем слов, если мы не можем уследить за словами, а только за музыкальным развитием, – это не молитвенное пение. А если пусть даже в сложном песнопении мы ясно слышим слова, открываем их смысл – такое пение можно назвать молитвенным.

Киевский распев молитвы «Ныне отпущаеши» в изложении диакона Сергия Трубачева

Диакон Сергий Трубачев (1919–1995) – дирижер, педагог, церковный композитор, регент

Родился в семье протоиерея Зосимы Трубачева, будущего священномученика, расстрелянного в Бутово в 1938 году. Закончил Гнесинское музыкальное училище и Московскую консерваторию. Был дирижером симфонического оркестра в Карелии, преподавал в Гнесинском институте, воспитал за годы преподавания много оркестровых дирижеров. С 1980 года завершил светскую деятельность и полностью посвятил жизнь церковному творчеству. В 1995 году принял сан диакона.
Без произведений о. Сергия Трубачева невозможно представить современное православное богослужение. Его сочинения и гармонизации молитвенные, канонически традиционные исполняются во всех храмах России.

Рекомендовано читать, но все поют!

Ученый-литургист Михаил Скабалланович в Толковом Типиконе пишет, что согласно Студийскому уставу (IX век) «Ныне отпущаеши» пелась. Древнейшие рукописи Иерусалимского устава (XIII век) ничего не говорят о способе исполнения, но Скабалланович предполагает, что и тогда, возможно, она пелась.

В богослужебном уставе, который используется у нас сегодня, предполагается именно чтение «Ныне отпущаеши»: «Несмотря на высокопоэтический характер этой молитвы-песни, устав для нее назначает не пение, а чтение (как исполнил ее, вероятно, и сам праведный Симеон: «благослови Бога и рече»). Ее «глаголет настоятель» или «один из служащих, как бы Симеон Богоприимец, с благоговением произносит» ее.

Но несмотря на такое предписание Типикона, сегодня «Ныне отпущаеши» почти везде поется и стало одним из самых торжественных моментов в богослужении праздника Сретения.

Ныне отпущаеши

Ныне отпущаеши
Ныне отпущаеши

Из Библии (церковно-славянский текст). По Евангелию от Луки (гл. 2, ст. 29—30) это был возглас благочестивого старца Симеона, которому

свыше было предсказано, что он не умрет, пока не увидит родившегося Христа. И когда младенца Иисуса на сороковой день после его рождения принесли в храм, Симеон, взяв младенца на руки, произнес (по старославянскому тексту Библии): «Ныне отпушаеши раба Твоего, Вла-дыко, по глаголу Твоему с миром, яко видесте очи мои спасение Твое». Так встреча в храме позволила Симеону завершить свой жизненный путь.

Этому событию и посвящен церковный праздник Сретенье Господне, когда в храмах читаются эти евангельские строки. Фольклорная русская традиция переосмыслила этот праздник как встречу (сретенье) зимы слетом.

Иногда встречается в латинском варианте: Nunc dimittis |нунк димит-тис).

Иносказательно: о моменте, когда свершилось нечто долгожданное, после чего можно вздохнуть спокойно, отдохнуть и т. п.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс».
.
2003.

.

Смотреть что такое «Ныне отпущаеши» в других словарях:

  • Ныне отпущаеши раба Твоего — Нынѣ отпущаеши раба Твоего. Возгласъ при окончаніи завѣтнаго дѣла, при достиженіи желанной цѣли (намекъ на слова Симеона). Ср. Nunc demittis servum tuum. Ср. (Симеону было предсказано, что онъ не увидитъ смерти, доколѣ не увидитъ Спасителя, и… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • ныне отпущаеши раба Твоего — Возглас при окончании заветного дела, при достижении желанной цели (намек на слова Симеона). Ср. Nunc demittis servum tuum. Ср. (Симеону было предсказано, что он не увидит смерти, доколе не увидит Спасителя, и когда он увидел Его в храме, то… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

  • Песнь Симеона Богоприимца, Ныне Отпущаеши —    молитва св. Симеона Богоприимца, взятая непосредственно из Евангелия от Луки (см. Лк. 2, 29 32), завершающая вечернее богослужение.    См. Вечерня …   Православие. Словарь-справочник

  • ВЕЧЕРНЯ — Вечéрня [греч. σπερινός, также λυχνικά или λυχνικόν (светильники); лат. vesperae], одна из главных служб суточного круга в христ. Церкви. Обычное время ее совершения ок. 9 го часа дня, считая от восхода солнца, т. е. примерно время заката.… …   Православная энциклопедия

  • ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ — [церковнослав. ; греч. ἀγρυπνία, παννυχίς; лат. vigilia], в широком смысле слова аскетическая практика, состоящая в отказе от сна и продолжительном молитвословии в ночное время суток; в богослужении правосл. Церкви особый комплекс служб суточного …   Православная энциклопедия

  • ЕСАУЛОВ — [Эсаулов, Эссаулов, Ессаулов, по паспорту Петров] Андрей Петрович (ок. 1800 ок. 1850, Рязань), композитор, скрипач, автор духовно муз. сочинений. Внебрачный сын знатного помещика Есаулова, получил прекрасное домашнее муз. образование. Служил в… …   Православная энциклопедия

  • ГОЛЬТИСОН — Михаил Александрович [до перехода в Православие Михель Хацкельвич] (16.10.1870 15.02.1914, С. Петербург), духовный композитор, певец (тенор), хоровой дирижер и муз. писатель. Род. в семье военного фельдшера. С 9 летнего возраста в течение 16 лет… …   Православная энциклопедия

  • Песнь Симеона Богоприимца — Сретение (страница Великолепного часослова герцога Беррийского (под м …   Википедия

  • БЕНЕВСКИЙ — (псевдоним Хорошевич Терницкий) Василий Дмитриевич (14.08.1864, с. Антиповка Камышинского у. Саратовской губ. 28.11.1930, Ставрополь), хоровой дирижер, регент, композитор, педагог. В 1874 г. окончил Камышинское ДУ, в 1887 г. Астраханскую ДС. С… …   Православная энциклопедия

  • ВАРГИН — Вáргин Константин Константинович (15.05.1876, С. Петербург 31.05.1912, Москва), композитор, регент, педагог. Сын певчего Придворной певческой капеллы. До 1902 г. жизнь В. была связана с капеллой, где он начинал малолетним певчим (17 янв. 1886 1… …   Православная энциклопедия

  • Нхл перевод аббревиатуры
  • Нутрициолог перевод на английский
  • Нууччалыыттан сахалыы тылбаас перевод
  • Нывонд перевод с осетинского
  • Нуучча перевод с якутского