Ноктюрн что это в переводе с французского

Культура.РФ

НОКТЮ́РН

Ноктюрн — это небольшое лирическое музыкальное произведение. Как правило, написанное на «ночную» тему. Чаще всего ноктюрны создавали в начале XIX века, в эпоху романтизма.

Слово «ноктюрн» произошло от французского nocturne, что в буквальном переводе означает «ночной». В Средневековье это было особое религиозное музыкальное произведение — католическая церковная служба, которая проходила ночью. В XVIII веке ноктюрнами называли любые произведения, исполненные ночью на улице, например на концертах и городских праздниках. Среди них были «Маленькая ночная серенада» Вольфганга Амадея Моцарта и «Музыка для фейерверка» Георга Фридриха Генделя.

Вольфганг Амадей Моцарт. Ноктюрн «Маленькая ночная серенада».
Исполняет Камерный оркестр Московской консерватории «Московия», дирижер Эдуард Грач

Значение термина «ноктюрн» вновь изменилось в начале XIX века. Тогда ирландский композитор Джон Филд стал писать небольшие музыкальные произведения, которые были посвящены ночи, и назвал их ноктюрнами. Его сочинения отличались романтическими сюжетами и меланхоличностью. А после Филда такие произведения стали исполнять не только на улице поздно вечером, но и на обычных концертах и выступлениях.

Сначала почти все ноктюрны писали для фортепиано. В середине XIX века появились оркестровые, а затем и вокальные произведения этого жанра.

Жанр ноктюрна стал популярен благодаря польскому композитору Фридерику Шопену. Первые произведения, наполненные образами лунного света и ночной природы, он написал еще в юности под впечатлением от творчества Филда.

Филолог Ирина Мурзак писала: «Ноктюрны Шопена воспринимаются как легкое парение души над бренным миром. Ослабляется земное притяжение, человек погружается в музыку и становится бестелесным».

Фридерик Шопен. Ноктюрн №20 до-диез минор.
Исполняет Владислав Шпильман

Кроме Шопена, ноктюрны писали Ференц Лист, Феликс Мендельсон и Эдвард Григ. В России такие музыкальные произведения создавали ученик Джона Филда Михаил Глинка, а также Петр Чайковский и Милий Балакирев. Когда русские композиторы писали ноктюрны, они часто вдохновлялись народной музыкой. Поэтому их произведения были особенно мелодичными и иногда напоминали старинные романсы.

В XX веке ноктюрны изменились. В новых произведениях этого жанра композиторы пытались достоверно передать ночные звуки — крики птиц, шелест листвы. Такие «натуралистичные» ноктюрны писали Роберт Шуман, Бела Барток и Пауль Хиндемит.

Михаил Глинка. Ноктюрн «Разлука». Исполняет Карен Корниенко

Петр Чайковский. Ноктюрн №19. Исполняет Алексей Задонский

Милий Балакирев. Ноктюрн для скрипки с оркестром. Исполняет Брянский Губернаторский симфонический оркестр, дирижер Эдуард Амбарцумян

Предпосылки к появлению ноктюрна были ещё в Средневековье. Например, в католическом богослужении так называли церковную службу, которая шла от полуночи до рассвета. То есть уже тогда жанр был связан с ночью. Постепенно ноктюрн стал перетекать в светское искусство. В XII веке трубадуры и миннезингеры (средневековые поэты-музыканты, преимущественно из рыцарского сословия) начали обращаться к более лиричным произведениям. Мелодии погружали слушателя в атмосферу любовных ночных свиданий и сердечных переживаний. Есть мнение, что это стало толчком к появлению формы ноктюрна в современном понимании.

Первый композитор, который начал писать знакомые нам ноктюрны — всё тот же Джон Филд, основоположник жанра. Он создал восемнадцать фортепианных произведений, которые до сих пор входят в репертуар музыкантов. Последователем ирландца стал Фредерик Шопен. Пианист французско-польского происхождения написал двадцать одну пьесу в жанре ноктюрн. Сначала его творчество носило отголоски Джона Филда, но в более поздних произведениях Шопен начал усложнять гармонию и использовать более свободную форму.


Чаще всего ноктюрны пишутся для фортепиано, однако встречаются сочинения и для других инструментов, которые исполняют целые ансамбли и оркестры. Кроме Шопена пьесы лирического характера сочиняли такие знаменитые композиторы, как Карл Черни, Ференц Лист, Роберт Шуман, Эдвард Григ, Феликс Мендельсон, Клод Дебюсси, Александр Скрябин, Сергей Рахманинов, Михаил Глинка, Милий Балакирев, Пётр Чайковский.

Фото: classicalmusicnews.ru

From Wikipedia, the free encyclopedia

Frédéric Chopin’s Nocturne in G Minor, Op. 15, No. 3. The marking «languido e rubato», slow tempo, and subdued dynamics creates an evocative mood characteristic of nocturnes.

A nocturne is a musical composition that is inspired by, or evocative of, the night.

History[edit]

The term nocturne (from French nocturne ‘of the night’)[1] was first applied to musical pieces in the 18th century, when it indicated an ensemble piece in several movements, normally played for an evening party and then laid aside. Sometimes it carried the Italian equivalent, notturno, such as Wolfgang Amadeus Mozart’s Notturno in D, K.286, written for four lightly echoing separated ensembles of paired horns with strings, and his Serenata Notturna, K. 239. At this time, the piece was not necessarily evocative of the night, but might merely be intended for performance at night, much like a serenade. The chief difference between the serenade and the notturno was the time of the evening at which they would typically be performed: the former around 9:00 pm, the latter closer to 11:00 pm.[2]

In its form as a single-movement character piece usually written for solo piano, the nocturne was cultivated primarily in the 19th century. The first nocturnes to be written under the specific title were by the Irish composer John Field,[3] generally viewed as the father of the Romantic nocturne that characteristically features a cantabile melody over an arpeggiated, even guitar-like accompaniment. However, the most famous exponent of the form was Frédéric Chopin, who wrote 21 of them. Later composers to write nocturnes for the piano include Gabriel Fauré, Alexander Scriabin, Erik Satie (1919), Francis Poulenc (1929), as well as Peter Sculthorpe. In the movement entitled ‘The Night’s Music’[4] (‘Musiques nocturnes’ in French) of Out of Doors for solo piano (1926), Béla Bartók imitated the sounds of nature. It contains quiet, eerie, blurred cluster-chords and imitations of the twittering of birds and croaking of nocturnal creatures, with lonely melodies in contrasting sections. American composer Lowell Liebermann has written eleven Nocturnes for piano, of which No.6 was arranged by the composer as Nocturne for Orchestra. Other notable nocturnes from the 20th century include those from Michael Glenn Williams, Samuel Barber and Robert Helps.

Other examples of nocturnes include the one for orchestra from Felix Mendelssohn’s incidental music for A Midsummer Night’s Dream (1848), the set of three for orchestra and female choir by Claude Debussy (who also wrote one for solo piano) and the first movement of the Violin Concerto No. 1 (1948) by Dmitri Shostakovich. French composer Erik Satie composed a series of five small nocturnes. These were, however, far different from those of Field and Chopin. In 1958, Benjamin Britten wrote a Nocturne for tenor, seven obbligato instruments and strings, and the third movement of his Serenade for Tenor, Horn and Strings (1943) is also titled «Nocturne».

Nocturnes are generally thought of as being tranquil, often expressive and lyrical, and sometimes rather gloomy, but in practice pieces with the name nocturne have conveyed a variety of moods: the second of Debussy’s orchestral Nocturnes, «Fêtes», for example, is very lively, as are parts of Karol Szymanowski’s Nocturne and Tarantella (1915) and Kaikhosru Shapurji Sorabji’s Symphonic Nocturne for Piano Alone (1977–78).

Principal composers of nocturnes[edit]

  • Charles-Valentin Alkan: five for solo piano
  • Anton Stepanovich Arensky: two nocturnes for piano, each part of a set: No. 1 from Six Pieces, Op. 5 (1884); No. 3 from Twenty-four Characteristic Pieces, Op. 36 (1894); a nocturne for two pianos, no. 8 from Variations (Suite No. 3), Op. 33
  • Arno Babajanyan: his nocturne, a lyrical piece in easy listening genre and a song performed by Muslim Magomayev, is one of his most popular works
  • Samuel Barber: the last of Four Songs, for voice and piano, Op. 13 (1938–40) is titled «Nocturne» (to a text by Frederic Prokosch), and this song also exists in a version with orchestra; Nocturne (Homage to John Field), for piano, Op. 33 (1959)
  • William Basinski: Nocturnes
  • Arnold Bax: Nocturnes, for soprano and orchestra (1911)
  • Jackson Berkey: 24 Nocturnes for solo piano and Four Nocturnes for Orchestra
  • Georges Bizet: Premier nocturne en fa majeur Op. 2 and Nocturne in D major.
  • Alexander Borodin: his String Quartet No. 2 third movement Notturno contains one of his most popular melodies (1881)
  • Lili Boulanger: Nocturne pour violon et piano (1911)
  • Benjamin Britten: Nocturne, from On This Island, Op. 11
  • Frédéric Chopin: 21 for solo piano
  • Carl Czerny: 17 for solo piano
  • Claude Debussy: 3 for orchestra and choir, one for solo piano
  • Norman Dello Joio: Two Nocturnes, for piano (E major, F major, 1946)
  • Antonin Dvořák: Nocturne in B for string orchestra (1883)
  • Gabriel Fauré: 13 for solo piano
  • John Field: originator of the piano nocturne, wrote 18 of them
  • Irving Fine: Notturno, for strings and harp (1950–51)
  • Mikhail Glinka: three nocturnes: E-flat major, «La Separation» in F minor, «Le Regret» (lost)
  • Louis Moreau Gottschalk: four for piano solo, «Pensée poétique» (1852–53), «Solitude» (1856), «Murmures Eoliens» (1860), «La chute des feuilles» (1860)
  • Edvard Grieg: the fourth piece of his Lyric Pieces, Op 54 is a nocturne
  • Arthur Honegger: Nocturne for orchestra (1936, partly based on music from ballet Sémiramis)
  • Vasily Kalinnikov: Nocturne in F minor, for piano (1894)
  • Jan Kalivoda: Six Nocturnes for Viola and Piano, op. 186
  • Friedrich Kalkbrenner: 4 nocturnes for solo piano
  • Kevin Keller: 10 nocturnes for piano and treatments
  • Ignace Leybach: now known only for his Fifth Nocturne
  • Lowell Liebermann: 11 for solo piano and Nocturne for Orchestra
  • Malcolm Lipkin: Eight Nocturnes for solo piano (1987-2006)
  • Franz Liszt: one for solo piano entitled En rêve (‘In a dream’ or ‘While dreaming’), plus his collection of three Liebesträume (Love Dreams), a series of three Notturnos, of which no.3 is the most famous, Les cloches de Genève: Nocturne (The Bells of Geneva: Nocturne) in B major
  • Donald Martino: Notturno, for six instrumentalists (1973, winner of the 1974 Pulitzer Prize for Music)
  • Felix Mendelssohn Bartholdy wrote the incidental music, for William Shakespeare’s play, A Midsummer Night’s Dream
  • Johann Kaspar Mertz: 3 Nocturnes for Guitar, opus 4.
  • Ernest John Moeran: Nocturne, for baritone, chorus, and orchestra (1934, text by Robert Nichols)
  • Andrzej Panufnik: Nocturne for orchestra (1947, rev. 1955)
  • Francis Poulenc: eight for solo piano (1929)
  • Sergei Rachmaninoff: three for solo piano (1887–1888) and one Op. 10 No. 1 from Morceaux de Salon (1894)
  • Ottorino Respighi: one piano nocturne as part of his Six Piano Pieces R.44 (1904)
  • Erik Satie: five for solo piano (1919)
  • Maria Schneider: Nocturne, on her album Allégresse (2000)
  • Clara Schumann (Clara Josephine Wieck): Nocturne in F major Op.6 No.2 from Soirées Musicales (1819–1896)
  • Robert Schumann: four Nachtstücke
  • Alexander Scriabin: four nocturnes, including one written for the left hand only (opus 9, 1894)
  • Kaikhosru Shapurji Sorabji: over 30 for solo piano[5]
  • Maria Agata Szymanowska: Nocturne in B-flat and Nocturne Le Murmure
  • Alexandre Tansman: Four Nocturnes, for piano (1952)
  • Pyotr Ilyich Tchaikovsky: Nocturne (No. 4 of Six Pieces, Op. 19) (1873), and Tchaikovsky’s arrangement for cello with small orchestra for Anatoly Brandukov, from a transcription for Wilhelm Fitzenhagen (1888)
  • Sigismond Thalberg: 7 nocturnes for piano (Opp. 16, 21, 28, 51 and 1 without op. number)
  • Edgard Varèse: Nocturnal, for soprano, bass, chorus, and small orchestra (text from Anaïs Nin: The House of Incest, 1961), and Nocturnal II (Nuit), for soprano, flute, oboe, clarinet, 1 or 2 trumpets, 2 trombones, percussion, and double bass (text from Anaïs Nin: The House of Incest, 1961–65)
  • Ralph Vaughan Williams: Three Nocturnes, for baritone, semi-chorus, and orchestra (text by Walt Whitman, 1908); «nocturne», the first of Three Poems by Walt Whitman (1925)
  • Heitor Villa-Lobos: Nocturne for solo piano, from Hommage à Chopin (1947)
  • Almeida Prado: 14 nocturnes for solo piano (1985-1991)

Popular music[edit]

  • Eden: One on his debut EP End Credits
  • Maxence Cyrin: ten on his 2014 album Nocturnes (Solo Piano)
  • Earle Hagen (and Dick Rogers): Harlem Nocturne (1939)
  • Joe Jackson: One on his 1987 album Will Power, four on his 1994 album Night Music
  • Billy Joel: One on his 1971 album Cold Spring Harbor
  • Warren Zevon: One on his 1987 album Sentimental Hygiene
  • Kate Bush: One on her 2005 album Aerial, Side Sky of Honey
  • Wild Nothing: Nocturne (2012)
  • Tesseract: One on their 2013 album Altered State
  • Jay Chou: One on his 2005 album November’s Chopin
  • Vangelis: Nocturne: The Piano Album (2019)
  • Daniel Liam Glyn: Electronic / Ambient concept album Nocturnes (2020)
  • Laufey: Nocturne (Interlude) in her Bewitched album (2023)

See also[edit]

  • Aubade, «a song or instrumental composition concerning, accompanying, or evoking daybreak»
  • Night music, nocturnal music of Hungarian composer Béla Bartók
  • Nocturne, a 1961 jazz album by Oliver Nelson
  • Nocturne, a 1983 live album by Siouxsie and the Banshees
  • Nocturne: Blue and Gold – Old Battersea Bridge by Whistler (painted c. 1872–75)

Notes[edit]

  1. ^ «Nocturne Definition from the Free Merriam-webster Dictionary». Merriam-webster.com.
  2. ^ Hubert Unverricht and Cliff Eisen, «Serenade», The New Grove Dictionary of Music and Musicians, second edition, edited by Stanley Sadie and John Tyrrell (London: Macmillan Publishers, 2001).
  3. ^ Brown, Maurice J.E. & Hamilton, Kenneth L. (2001). «Nocturne (i)». In Sadie, Stanley & Tyrrell, John (eds.). The New Grove Dictionary of Music and Musicians (2nd ed.). London: Macmillan Publishers. ISBN 978-1-56159-239-5.
  4. ^ Maurice J. E. Brown, in The New Grove Dictionary of Music and Musicians (ed. Stanley Sadie), London: Macmillan Publishers, 1980, Vol. 13:[page needed]. ISBN 0-333-23111-2
    ISBN 978-0-333-23111-1 pp. 258–59.
  5. ^ Marc-André Roberge (2013-05-30). «Sorabji Resource Site: Titles of Works Grouped by Categories». Mus.ulaval.ca. Retrieved 2013-06-30.

References[edit]

  • Wignall, Harrison James, «Mozart and the ‘Duetto Notturno’ Tradition», Mozart-Jahrbuch, 1993.
  • Wignall, Harrison James, «Duetto notturno», The New Grove Dictionary of Music and Musicians, (ed. Sadie), London, MacMillan, 2000.
  • Mozart’s Notturno in D, K.286: Chicago Symphony Orchestra program notes Archived 2016-03-13 at the Wayback Machine

НОКТЮРН

  • 1
    ноктюрн

    БФРС > ноктюрн

  • 2
    nocturne

    1. adj

    2. m

    2) церк. часть заутрени

    3) иск. ноктюрн, ночная сцена

    4) pl ночные бабочки; ночные птицы

    3. , f

    БФРС > nocturne

  • 3
    nocturne

    1.

    прил.

    2.

    сущ.

    1)

    общ.

    выставка, открытая ночью, ночная торговля в магазине, ночные птицы, ночная работа , ночной сеанс, ночные бабочки

    5)

    муз.

    романс на два голоса, серенада , ноктюрн

    Французско-русский универсальный словарь > nocturne

  • 4
    nocturne

    Mini-dictionnaire français-russe > nocturne

См. также в других словарях:

  • НОКТЮРН — (ноктурно) род музыкальной композиции, мечтательные, певучие, меланхолические пьесы. Всемирной известностью пользуются н ны Шопена. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. НОКТЮРН, НОКТУРНО музыкальная… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • НОКТЮРН — НОКТЮРН, ноктюрна, муж. (франц. nocturne, букв. ночной) (муз.). Род небольшого лирического музыкального произведения. Ноктюрн Шопена. «А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?» Маяковский. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков.… …   Толковый словарь Ушакова

  • ноктюрн — См …   Словарь синонимов

  • ноктюрн — а, м. nocturne adj., < ит. nocturno ночной. 1. Небольшое лирическое музыкальное произведение. БАС 1. Жюли играла Борису на арфе самые печальные ноктюрны. Толст. Война и мир. Добряк слыхал в Москве Фильда и думал, что в музыке только и бывают… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • НОКТЮРН — (франц. nocturne от лат. nocturnus ночной), в 18 и нач. 19 вв. многочастное инструментальное музыкальное произведение, большей частью для духовых инструментов, исполнявшееся обычно на открытом воздухе в вечернее или ночное время; родственно… …   Большой Энциклопедический словарь

  • НОКТЮРН — НОКТЮРН, а, муж. Небольшое лирическое, преимущ. фортепьянное музыкальное произведение. | прил. ноктюрновый, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • НОКТЮРН — «НОКТЮРН», СССР, РИЖСКАЯ киностудия, 1966, ч/б, 88 мин. Военный фильм, трагическая мелодрама. По одноименному рассказу Жана Гривы. Француженка Иветта и латыш Жорж познакомились в годы гражданской войны в Испании, где они сражались на стороне… …   Энциклопедия кино

  • Ноктюрн — (Notturno, Nottorno, итал.) ночная музыка, род серенады,предназначенной для исполнения в тишине ночи; характер спокойный,нежный. Пишется в колонном складе и преимущественно в размере 8/8.Художественную обработку Н. получил у Фильда, Шопена и др.… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Ноктюрн — (фр. nocturne, букв. – ночной) – в XVIII – нач. XIX вв. многочастное инструментально музыкальное произведение, большей частью для духовых инструментов, исполняющееся обычно на открытом воздухе в вечернее или ночное время; с XIX в. небольшая… …   Энциклопедия культурологии

  • Ноктюрн — (французское nocturne, от латинского nocturnus – ночной), в 18 – начале 19 вв. инструментальное произведение, близкое кассации, серенаде, исполнявшееся на открытом воздухе в вечернее или ночное время (Й. Гайдн, В.А. Моцарт). В 19 – 20 вв.… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Ноктюрн — У этого термина существуют и другие значения, см. Ноктюрн (значения). Ноктюрн (от фр. nocturne  «ночной»)  распространившееся с начала XIX века название пьес (обычно инструментальных, реже  вокальных) лирического,… …   Википедия

Что такое ноктюрн, история ноктюрна

ноктюрнФредерик Шопен. Имя этого музыкального гения золотыми буквами вписано в историю мировой музыкальной литературы. Созданные выдающимся композитором ещё в позапрошлом веке высокохудожественные шедевры так пленяют своей утончённостью и красотой, что публика и в нынешнее время слушает их затаив дыхание. Шопен оставил потомкам бесценное творческое наследие, включающее разножанровые произведения, среди которых величественные полонезы, элегантные вальсы, а также прелестные мазурки, экспромты, прелюдии, этюды, скерцо, баллады. Тем не менее важно отметить, что визитной карточкой великого композитора считаются ноктюрны. Это особые музыкальные творения: их чувственные мелодии звучат, как откровенные исповеди, затрагивающие самые тонкие струны человеческой души.

Что такое ноктюрн, историю создания жанра и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

Что такое ноктюрн

Ноктюрн. Данным словом, в переводе французского означающим «ночной», в музыкальном искусстве называют небольшие инструментальные произведения, лирическое содержание которых связано с художественными образами ночного времени суток: ночной природой и ночными сокровенными размышлениями. Эти пленяющие слушателей композиции погружают в мир грёз, а также откровенно повествуют о любовных признаниях даме сердца. Помимо того певучая музыка ноктюрнов, отличающаяся мечтательным, элегическим характером, навевает светлые воспоминания о счастливых жизненных моментах.

что такое ноктюрн

Произведения данного жанра романтической музыки со свойственным им неторопливым и спокойным темпом, обычно имеют репризную трёхчастную форму, которую можно выразить в формуле ABA. Как правило, в ноктюрнах заключительная часть повторяет первую, хотя часто с небольшими изменениями, а средний раздел своей взволнованностью и динамичностью противопоставляется крайним частям.

Изложение музыкального материала композиций данного жанра происходит неизменно в гомофонно-гармонической фактуре, где мелодическая линия и сопровождение чётко разграничены. Благодаря этому ноктюрн можно представить как своего рода инструментальную песню, в которой гибкая, изящная мелодия зачастую накладывается на аккомпанемент с арпеджированными аккордами, вызывающими ассоциации с особо предпочитаемыми композиторами — романтиками пейзажными образами: шелестом листвы, колыханием волн и струящимся лунным светом.

Необходимо также отметить, что ноктюрны обычно сочиняются для фортепиано, однако данные лирические миниатюры изредка создаются композиторами и для иных инструментов, а кроме того для ансамблей, оркестров и вокалистов.

Популярные ноктюрны

Джон Фильд. Ноктюрн №5 си-бемоль мажор. Нежная композиция, проникнутая мягким лиризмом и элегичностью. Выразительную мелодическую линию произведения украшают искусно вплетенные в музыкальную ткань произведения изысканные пассажи. Данное сочинение Фильда любил выдающийся Антон Рубинштейн и часто вставлял его в программы своих концертов.

Джон Фильд. Ноктюрн №5 си-бемоль мажор (слушать)

Фредерик Шопен. Ноктюрн № 20 до-диез минор. Композиция, входящая в число самых популярных произведений музыкального гения, является одним из самых поэтичных сочинений Шопена. Ноктюрн начинается небольшим вступлением, которое предваряет полную душевной тоски нежную мелодию, насыщенную утончёнными мелодическими украшениями. Произведение воспринимается как вдохновенная песня, которую поёт живой человеческий голос.

Фредерик Шопен. Ноктюрн № 20 до-диез минор (слушать)

Ф. Шопен Ноктюрны

Михаил Глинка. Ноктюрн «Разлука». Полная очарования музыка произведения отображает чувства человека в минуты элегической грусти. В данной композиции явно прослушиваются интонации русского бытового романса того времени, поэтому эту мелодию непроизвольно хочется напевать.

Михаил Глинка. Ноктюрн «Разлука» (слушать)

Эдвард Григ. Ноктюрн №4 до мажор. Это лирическая пейзаж, в котором композитор звуковыми красками живописно отобразил картину ночной природы. В произведении, основу которого составляет певучая, выразительная мелодия, явственно слышится лёгкое дуновение ветерка, шелест листвы и завораживающие соловьиные трели.

Эдвард Григ. Ноктюрн №4 до мажор (слушать)

Арно Бабаджанян. Ноктюрн. Данная лирическая инструментальная композиция мечтательного характера впервые предстала на суд публики в 1980 году. Она сразу своей задушевностью и красотой захватила слушателей, а через три года мэтр советской эстрады Иосиф Кабзон попросил поэта Роберта Рождественского написать к ней слова. Вскоре новоявленная песня приобрела огромную популярность, и сегодня, спустя тридцать лет, она продолжает восхищать публику.

Арно Бабаджанян. Ноктюрн (слушать)

 

История ноктюрна

Ноктюрн – это простое французское слово ещё со времён древнего Средневековья имело особое значение. В католическом богослужении так именовалась церковная служба, которая совершалась от полуночи и до рассвета, то есть музыкальный символ того далёкого прошлого – одноголосный грегорианский хорал был напрямую связан с этим названием. Однако будучи на протяжении нескольких столетий сугубо церковным термином, «ноктюрн» постепенно стал перетекать и в светское искусство. Например, в XII веке трубадуры и миннезингеры иной раз в своей куртуазной поэзии погружали слушателей в атмосферу ночных тайн: любовных свиданий и сердечных переживаний. Можно предположить, что эти лирические канцоны и наметили появление в искусстве формы ноктюрна.

Периодом расцвета нового жанра стали следующие затем эпохи Ренессанса и Барокко. Термин «ноктюрн» стал внедряться и прочно укрепляться во французской, а также итальянской музыке, означая увеселительную инструментальную музыку, исполняемую в ночное время. Особо активное развитие этот жанр получил в XVIII веке в Вене. В этом городе жизнь отличалась необычайной интенсивностью, и его жители умели хорошо повеселиться не только днём, но и ночью. Это время суток тоже не обходилось без музыки: влюблённые мужчины пели серенады под окнами избранниц, а музыканты – любители устраивали весёлые шествия. Исходя из этого « ноктюрнами» стали называть небольшие инструментальные композиции исполняемые ансамблями на открытом воздухе в ночное время, причем характер произведения мог быть самый разнообразный: от шутливого, до развлекательно – танцевального.

Композиторы с удовольствием сочиняли такие «ноктюрны» для небольших инструментальных составов, включающих ансамбль духовых и незначительное количество струнных. Произведения не отличались томно – мечтательным характером, как мы привыкли сегодня представлять, когда слышим слово «ноктюрн», а наоборот имели бодро – развлекательный тон. Впоследствии такие небольшие уличные ночные композиции преобразовались в полные ликующей радости, исполняемые большими оркестрами, дивертисменты – сюиты, также называемые кассациями. Великолепными примерами тому могут служить «Музыка для фейерверка» Георга Фридриха Генделя и «Маленькая ночная серенада» Вольфганга Амадея Моцарта. Важно отметить, что в то время помимо инструментальных произведений ноктюрнами именовались близкие к серенаде некоторые вокальные композиции, причём как сольные, так и ансамблевые.

Моцарт «Маленькая ночная серенада»

Всё это происходило в эпоху классицизма, однако вскоре ему на смену пришёл более эмоциональный, возвышенный романтизм, композиторы которого не только переосмыслили жанр ноктюрна, но и ощутимо преобразили его. Из обширных ночных сюит он перевоплотился в небольшую инструментальную пьесу, так как музыкальные сочинители — романтики отдавали предпочтение малым музыкальным формам. В их произведениях находили отражение чувства, настроения и переживания человека, а ночь была любимым временем суток, ведь именно тогда, не отягощаясь суетой дня, наслаждаясь серебристым лунным светом и удивительной тишиной можно было передумать о многом, помечтать и полностью раскрыть душу.

Композитором, заложившим основы романтического ноктюрна, то есть ноктюрна в нынешнем понимании этого слова, был ирландец Джон Фильд. Он первый свои элегические фортепианные миниатюры, наполненные романтической чувственностью, лиризмом и певучестью, назвал ноктюрнами. Самая ранняя подобная композиция Фильда так понравилась слушателям, что он решил продолжить сочинять такого рода произведения, а в процессе создания последующих семнадцати ноктюрнов нашёл самую подходящую для таких инструментальных миниатюр трёхчастную репризную форму.

Джон Фильд

В дальнейшем Джон Фильд, успешно гастролируя по городам Европы, очаровывал своими сентиментальными ноктюрнами не только публику, но и профессиональных музыкантов. В результате новоявленный жанр во второй четверти девятнадцатого года стал стремительно набирать популярность. Тогда только самый ленивый композитор не пробовал сочинять похожие произведения, ведь в них со всей экспрессией можно было отобразить испытываемые человеком чувства и эмоции, что было так модно во время романтической эпохи.

Само собой разумеется, что ноктюрн не мог не привлечь внимание самого поэтичнейшего композитора – романтика – Фредерика Шопена. Он стал самым успешным последователем Фильда, значительно обогатившим и углубившим этот жанр. Гениальная творческая фантазия великого польского музыканта подарила потомкам более двадцати удивительных по красоте музыкального материала и глубоких по содержанию ноктюрнов, которые не только явились кульминацией в развитии этого жанра, но также стали визитной карточкой всего романтизма. Помимо Шопена ноктюрны сочиняли такие знаменитые композиторы, как Карл Черни, Ференц Лист, Роберт Шуман, Эдвард Григ, Михаил Глинка, Милий Балакирев, Пётр Чайковский, Феликс Мендельсон, Александр Скрябин, Клод Дебюсси, Бела Барток, Пауль Хиндемит, Сергей Рахманинов.

Интересные факты

  • Когда Джону Фильду – ирландскому музыканту исполнилось двадцать два года, он, как концертирующий пианист, бывший учеником знаменитого Муцио Клементи, повторно приехал на гастроли в Санкт-Петербург и решил окончательно остаться в России. Здесь он прославился не только как виртуозный пианист, но и замечательный педагог. Учениками Филда были А.И. Дюбюк. М.И. Глинка, А. Н. Верстовский и А. Л. Гурилев.
  • В русской музыкальной культуре Джон Фильд оставил весьма заметный след. Своей творческой и педагогической деятельностью он внёс значительный вклад в становление и развитие российской школы фортепианного мастерства.
  • Джон Фильд только в России начал сочинять свои ноктюрны, которые затем легли в основу нового жанра.
  • Джон Фильд похоронен в Москве на Введенском кладбище.
  • Фредерик Шопен в действительности за свою творческую жизнь сочинил гораздо более двадцати ноктюрнов. В печать он отдавал только те, которые считал достойными, иные же безжалостно уничтожал.
  • Ноктюрн — этот термин существует не только в музыке, но также в живописи и в литературе. В живописи он был введён американским художником Джеймсом Уистлером. Вдохновлённый музыкальными ноктюрнами, живописец стал использовать данное слово в названии своих работ, изображающих ночные сцены.
  • В литературе прелести ночного времени суток любили отображать такие выдающиеся русские поэты, как А.Фет, Ф.Тютчев, И. Анненский, И. Северянин, Ф. Сологуб, И. Бродский.

Ноктюрны — это особенные музыкальные произведения, которые как бальзам исцеляют сердечные раны и восстанавливают душевную гармонию. Они отличаются изяществом и редкостной красотой льющихся чувственных мелодий. Многие из них признаны совершенными творениями и по праву занимают почётное место в золотом фонде мировой музыкальной литературы.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Ноктюрн

  • Ножницы перевод на испанский
  • Ножницы перевод на французский
  • Ножницы для ногтей перевод
  • Ноздри перевод на английский
  • Ножницы перевод на англ